Вплавляемые IML этикетки:
отечественный рынок, производство и возможности развития с точки зрения профессионала
Конечными потребителями вплавляемой, или точнее вплавленной (in-mold label, IML) этикетки, являются обычные покупатели обычных товаров, то есть мы с вами. Но для производителя IML-этикетки клиентом по традиционной схеме взаимодействия является производитель полимерных изделий, имеющий термопластавтомат (ТПА) с роботом для подачи этикетки в пресс-форму. Сразу хочу пояснить, почему заказчик изделия с применением технологии IML не взаимодействует с производителем этикеток напрямую, хотя такая схема возможна. Процесс изготовления IML-изделий довольно сложен, и этикетки изготавливаются по индивидуальной технологии в зависимости от типа оборудования, формы полимерного изделия, дизайна самой этикетки и многих других параметров.
Процесс взаимодействия производителя этикеток и производителя тары, декорированной вплавленной этикеткой, происходит в несколько этапов: ф тестирование материалов; ® тестирование пробных партий этикеток, изготовленных по различным технологиям или с применением различных материалов, оптимально 4-5 вариантов исполнения;
® фиксирование результатов, выбор одного из вариантов исполнения;
® изготовление промышленных 4 тиражей.
Производители тары
В производстве полимерных изделий, декорированных IML, в настоящее время доминирует технология литья под давлением — injection molding. В качестве сырья используется полимерное сырье (гранулы
Схема изготовления изделий по технологии IML
Печать вплавляемых этикеток осуществляется на флексографской машине MPS EF 410
РР,
РЕ) плюс добавки. О предприятиях, использующих эту технологию, и будет идти
речь. В настоящее время в России их насчитывается5-8 лет и все они появились в
последние около 15, не считая новых проектов, а большинство из них-в последние
3-4 года. Это и предприятия, дооснастившие имеющиеся ТПА роботами для подачи
этикеток в пресс-форму, и совершенно новые производства, оснащенные под ключ.
По заявлению участников рынка полимерных изделий, декорированных IML, рынок
этот только зарождается, и появление новых производителей, а главное,
потребителей таких изделий — дело нескольких ближайших лет.
Промоэтикетка типографии, выполненная по технологии in-mold
В настоящий момент в России есть типографии, которые пытаются производить этикетки для вплавления, но большую часть потребностей закрывают иностранные производители из Израиля, Польши, Литвы, Бельгии и других стран Европы. При этом производители полимерной тары испытывают серьезные проблемы, связанные со сроками поставки, особенно в случае непредвиденных ситуаций. Цикл производства полимерной тары с IML-этикеткой от подачи заявки конечным потребителем до отгрузки декорированной тары составляет 4-6 недель, но стоит заменить иностранного производителя этикетки на отечественного, и срок сократится до 2 недель. Понятно, что потребность в отечественном произвоэкспертов, потенциальный спрос дителе IML-этикеток есть, но есть составляет миллионы квадратных ли предложение... По оценкам метров в месяц.
Примеры этикеток и готовой продукции
Производители IML-этикеток
Если изготовление декорированных IML изделий в России только зарождается, то производство вплавляемых этикеток находится лишь на стадии принятия решения о создании, то есть в России еще нет производителей, специализирующихся только на этом виде, есть лишь такие типографии, которые предлагают вплавляемые этикетки в качестве дополнительного
вида продукции наряду с основными, как правило, самоклеящимися: рисковать не хочет никто.
На отечественном рынке только 4-5 типографий позиционируют себя как производителя этикеток для вплавления, кроме того, есть несколько представительств иностранных типографий. Отечественные производители изготавливают IML-этикетки методом высокой или флексографской узкорулонной печати. Высечка производится с запечатанных рулонов ротационной высекальной машиной, на выходе этикетки складывают в пачки и упаковывают.
К примеру, линейка оборудования для изготовления вплавляемой этикетки включает в себя машину флексографской печати MPS EF 410, машину ротационной высечки и стакирования Schober RSM 410, а также дополнительное упаковочное и контрольно-измерительное оборудование.
Но приобрести оборудование — лишь 10% успеха. Остальные 90% — отладить технологический
процесс и контроль его исполнения. Недостаточно закупить оборудование, материал, краски и лаки, обучить персонал, главное — все эти компоненты соединить в единую технологическую цепочку и организовать строжайший контроль исполнения технологических инструкций, заранее их разработав. Но все это возможно лишь при полном понимании уникальности конечного продукта, высокой культуре производства и тесной технологической связи с производителями полимерной тары — потребителями вплавляемой этикетки. Почему? Потому что зачастую выявить причину несоответствия этикетки требованиям процесса вплавления либо невозможно, либо весьма сложно, а несоответствующие условиям этикетки подлежат утилизации. Переработать бракованную партию тары экономически неэффективно, так как стоимость бракованного изделия превышает стоимость этикетки во много раз. Позволю себе немного затронуть технологию изготовления этикеток для вплавления. Если опираться на опыт отечественных производителей, то материал - основа, представляющий собой многослойную ориентированную полипропиленовую пленку, запечатывается УФ-отверждаемыми красками и лакируется УФлибо ВД-лаком, рулон запечатанного материала устанавливается в высекальную машину, на выходекоторой — пачки с этикетками. Все вроде бы просто, но лишь на первый взгляд. Для компаний, которые решили избрать этот путь в качестве стратегического направления развития, это процесс, полный сюрпризов и нюансов — отнюдь не приятных и в достаточной мере затратных.
Типографии, которые отрабатывали технологию изготовления IML-этикеток методом проб и ошибок, заплатили высокую цену за успех, и именно этим обусловлено отсутствие информации технологического плана.
Сказать, что в процессе изготовления IML необходимо контролировать технологические параметры, значит не сказать ничего. Необходимы входной контроль сырья и материалов, требуется создать оптимальные условия хранения и транспортировки, обеспечить внутренний контроль технологических параметров изготовления IML-этикетки: печати, высечки, упаковки.
Проблемы и решения
Что же мешает отечественным типографиям, желающим производить этикетки для вплавления?
Во-первых, ситуация с поставщиками сырья, а именно материала-основы, красок и лаков. Как правило, это иностранные производители из Германии, Великобритании, Индии, Кореи и др. Ключевых факторов в ситуации с поставщиками несколько: отсутствие оперативного технологического сопровождения, продолжительный срок и жесткие условия поставки. На сегодня в России есть официальное представительство одного производителя материалов для IML-этикетки — Innovia Films, а также несколько компаний, поставляющих материалы других европейских и азиатских производителей.
Во-вторых, многие производители полимерных изделий по причине малого опыта не имеют в штате квалифицированных операторов и наладчиков ТПА, и зачастую производитель этикеток для вплавления учится вместе с молодым сотрудником.
В-третьих, нет определенности с нормативными документами.
В-четвертых,отсутствует готовая технология изготовления вплавляемой этикетки. Иностранные производители IML-этикеток имеют опыт работы от 7 до 15 лет, опыт отечественных производителей не превышает 3-4 лет.
Машина ротационной высечки и стакирования Schober RSM410
Тенденции развития
Перспективы развития есть: только в Татарстане за последние 5-6 лет появились и развиваются несколько предприятий по производству полимерной тары для пищевых продуктов, декорированной вплавляемой этикеткой, и строится еще одно — по производству изделий хозяйственно-бытового назначения — «Татпластик». В Ульяновской области строится завод Jokey Plastik — мирового лидера в производстве полимерной тары, включая декорированную IML.
В будущем вижу развитие производства полимерной тары, формирующейся методом выдува, с вплавляемой этикеткой. Есть живые примеры: канистра для масла «Лукойл». Российский рынок полимерной тары, декорированной по технологии IML, требует наличия производителя этикеток для вплавления, расположенного на территории Российской Федерации. И на мой взгляд, появление такового — дело нескольких лет. ❖
Комментарии специалиста :
Вплавляемые этикетки печатаются различными способами, наиболее распространенный из них — флексография. Для этого способа компания INX разработала краски серии INXFlex с максимальной пигментацией и хорошей текучестью, благодаря чему они популярны не только в России, но и во многих странах мира. Краски INX в Россию поставляет ТПП «Химзавод №5» ГК «Танзор».
Специально для печати вплавляемой этикетки способами высокой или офсетной печати УФ-красками INX создала высокопигментированные краски INXCure с высокой адгезией к невпитывающим подложкам. В ассортименте INX присутствуют и специальные лаки для in-mold-этикетки, наносимые как глубокой печатью, так и флексографским способом. Особенно следует обратить внимание на УФ-лак для нанесения глубокой печатью.
Сегодня вплавляемые этикетки востребованы, в основном, в пищевой промышленности. В большинстве стран Европы приняты жесткие требования по вторичной переработке пластиковой тары: для утилизации ПЭТ-бутылки с необходимо предварительно отделять бумажную этикетку, что влечет за собой удорожание всего процесса. Нужны этикетки, изготовленные из одного материала с тарой. В отличие от Европы в России рынок по переработке полимерных отходов только формируется. А значит, рост спроса на вплавляемые этикетки впереди.
Видео работы Рулонной плоская высекальной машины WQH для высечки In-mould-этикетки
с конвейером для IML-этикетки :
НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОКОНСУЛЬТИРУЮТ ВАС